>

Немного истории - Сибирский Оазис

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Немного истории

Статьи > С чего начинается розовый сад

Садовая роза – совершенный дар природы и результат многовековой работы селекционеров. Облик ее благороден, цветки изысканы, ароматы – упоительны, палитра красок впечатляет многообразием, а цветение – роскошью! Божественная роза на протяжении, по меньшей мере, шести тысячелетий занимает совершенно уникальное место в жизни людей, пользуется их безграничной любовью. Ее неотразимое колдовство не устают воспевать поэты всех времен и народов!

Роза стала предметом садовой культуры в незапамятные времена. Ее почитали народы древних цивилизаций – Египта, Рима, Эллады, Китая, Персии. О розах написано в древнеассирийских глиняных табличках. Гомер в знаменитой Илиаде упоминает, что тело погибшего от рук Ахилла Гектора была смазано розовым маслом. А ведь эта поэма создавалась между X и VIII в.в. до н.э. (!). Первое научное описание диких и садовых роз в IV–III вв. до н.э. дал древнегреческий философ и естествоиспытатель, ученик и друг Аристотеля Теофраст. Им приведены приёмы их возделывания и размножения. «Розовые» мотивы были популярны у ювелиров тех далеких времен.

Раскопки, проведенные в Европе, Азии и Северной Америке, свидетельствуют о том, что розы существовали на Земле почти 30 млн. лет тому назад.

Многочисленные исследования истории культуры установили два центра происхождения садовых роз, которые возникли задолго до нашей эры, были территориально значительно удалены и независимы друг от друга. И все современные сорта роз, так или иначе, ведут свое далекое начало из этих центров.
Первый находился на Ближнем Востоке и в Персии (современный Иран). Известно, что на этих территориях розы повсеместно росли в парках, их цветами украшали дворцы и храмы, недаром поэтическое называние Персии – Гулистан переводится как Сад роз. Согласно исламскому преданию белая роза возникла из капель пота пророка Магомеда при его ночном восхождении на небо.

Второй центр культуры находился в Древнем Китае, где роза была исключительно императорским цветком. Выращивание растения за пределами дворца каралось смертной казнью. Из Китая роза попала в Индию и стала символом неземной радости и чувственного наслаждения.

Растения, возделываемые в двух исторических центрах, различались как внешне, так и биологическими свойствами. В Восточной Азии культивировались розы китайская, чайная, гладкая, прицветниковая и другие. Многие из них были вечнозелеными и повторноцветущими, но не отличались хорошей устойчивостью к низким температурам. Они были созданы природой для мягкого климата.

На территории Малой Азии выращивались так называемые галльские розы, которые включали в себя галльскую, столепестковую и дамасскую. Цвели они недолго и лишь один раз за сезон, но поражали роскошными соцветиями махровых цветов белого, розового или красного тона, наделенных дурманящим ароматом. Немаловажно было и то, что эти розы обладали отличной морозостойкостью.
Из Малой Азии галльские розы сначала попали в Древнюю Грецию и Македонию, затем продвинулись дальше на запад, в Египет и римскую империю. В Греции культура розы достигла высочайшего уровня. Цветок посвящали богу любви – Эросу и его матери – богине любви и красоты – Афродите. Венок из роз являлся ее постоянным атрибутом. Цветку отводилось почетное место в обрядах – свадьбах, проводах и встрече воинов.

Древние римляне переняли культуру роз у греков, подняв ее на еще большую высоту. Во времена расцвета империи цветок был символом строгой нравственности и служил наградой за выдающиеся деяния.
В Риме научились не только выращивать культуру, но и разводить ее семенами, черенками и прививкой. Не желая отказываться от любимого цветка в холодные зимние месяцы, римляне сначала привозили розы из Египта, а позднее научились выращивать их в теплицах и практиковать выгонку. Римский поэт Марк Валерий Марциал точно подметил, что обилием роз Тибр не уступает Нилу, но там цветы производит природа, а в Риме – искусство.

Весной в период цветения устраивались пышные праздники роз, поэтому цветок стал символом весны, красоты и любви. Без роз не обходилось ни одно радостное или печальное событие, ни одно политическое, спортивное или религиозное мероприятие. Розы сопровождали культовые процессии, ими украшали храмы и статуи, венки из цветов бросали на играх к ногам победителей, возлагали на головы, лепестками устилали дорогу, по которой возвращались с победой воины. Цветы запечатлены на сохранившихся фресках Помпеи, мозаиках, монетах.

С упадком римской империи образ розы резко меняется – она превращается в символ порока и вульгарной роскоши, достаточно вспомнить ванны и фонтаны, наполненные розовой водой или ложа из лепестков роз. После падения Рима культура роз пришла к вырождению. Во времена раннего христианства о ней почти не упоминалось.

Вновь о розе вспомнили лишь в IV веке н.э., и она становится участницей многочисленных легенд. Согласно одной из них архангел Гавриил сплел три венка для Пресвятой Богородицы. Белый означал ее радость, красный – страдания, желтый – славу. На некоторых живописных полотнах Богоматерь с младенцем изображена в окружении трех венков роз.

К слову сказать, насколько разную символику имели цвета в европейской и мусульманской культурах. Так, согласно одной мусульманской легенде Магомед, уходя на войну, взял со своей любимой жены Айши клятву верности. Однако, в отсутствии мужа красавица увлеклась молодым персом. Вернувшийся из походов Магомед приказал жене опустить красную розу в дворцовый источник – если цветок не изменит цвет, это будет означать, что Айша была верна мужу. И, о ужас! Красная роза превратилась в желтую. С тех пор желтая роза символизирует фальшь, измену.

Уже в VI в. на севере Франции зарождается праздник, на котором выбиралась королева роз. Начавшиеся в XI в. крестовые походы восстановили утраченные на какое-то время связи между странами Запада и Востока. Одним из военных трофеев стала привезенная в Европу роза, названная впоследствии галльской, или прованской. Необычайного расцвета культура роз достигла в Испании, куда растения были завезены арабами, завоевавшими Пиренейский полуостров. Сады Валенсии, Кордовы, Гренады представляли собой сплошные партеры из благоухающих роз – дамасской, столепестной, мускусной.

В средние века розы проникли в Германию, Италию, Англию, Голландию, но центром их культуры стала Франция. Позднее здесь были созданы крупные коллекции, Франция становится родиной многих прославленных селекционеров и всемирно известных династий розоводов. Кстати, первая значимая европейская коллекция роз была заложена женой Наполеона Бонапарта Жозефиной Богарне. Коллекция насчитывала 250 сортов и служила не только украшением парка вокруг Мальмезон – летней резиденции Жозефины, но позволяла садовникам вести селекционную работу.

Первые упоминания о выращивании роз в России относятся к началу XVI века, периоду царствования московского царя Михаила Федоровича. Попав, скорее всего, из Византии растения поселились в «аптекарском» и «изящном» садах Московского Кремля. Сначала это были дикорастущие шиповники, но позднее к ним присоединились махровые садовые формы. Во времена правления Петра I из Европы доставлялись все садовые новинки, в том числе и многочисленные розы, при Екатерине II культура получила массовое распространение, а к концу XIX века розы начали выращивать на всей Европейской части России.

Автор: Н. Кузнецова  

 Выращивание роз в саду                  

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню